Домусы

Римские дома, домусы (от латинского слова domus - дом, жилище, хозяйство), строились, по-видимому, под влиянием греческих домов с атриумом и перистилем. Это были дома римской знати, особняки. В домусе могли быть таберны (лавки, мастерские), часть помещений могла сдаваться внаем.

Домус

Домус.
 Условные обозначения: 1 - таберна; 2 - вестибюл; 3 - атриум; 4 - имплювий; 5 - триклиний; 6 - ала; 7 - таблинум; 8 - экседра; 9 - перистиль; 10 - кубикула; 11 - бальнеум; 12 - кухня; 13 - экус; 14 - триклиний зимний; 15 - ксист.

Парадной, официальной частью домуса был атриум, в который можно было войти по протируму (вход в виде углубления в стене коридора, ведущего с улицы к дверям дома) и вестибулу (переднему двору), позади атриума находился перистиль, окруженный жилыми покоями. Между атриумом и перистилем находился таблинум (кабинет хозяина), рядом с атриумом были зимний и летний триклиний (столовая), экус (зал для приема гостей) и алы (помещения для бесед). Кроме того, в доме были кубикулы (спальни), экседры (парадные помещения, открывавшиеся в перистиль), бальнеум (купальня), ксист (пространство для прогулок, украшенное цветами, кустарником).

Городской италийский дом развивался из деревенской усадьбы, планировка которой служит примером распространенного типа жилья. Прямоугольный двор с очагом был окружен жилыми и хозяйственными постройками. В городских условиях двор превратился в большое помещение - атриум (атрий, кавендиум), то есть закрытый внутренний двор, куда выходили основные внутренние помещения. Первоначально в его центре находился очаг (крыша над ним имела отверстие для выхода дыма). От дыма стены и потолок атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения: ater значит "черный". Через этот же проем освещались внутренние части дома, так как здание выходило на улицу глухими, без окон, стенами.

Позднее, когда атриум стал парадным помещением, место очага занял мелкий бассейн имплювий, названный от латинского слова pluvium дождь, так как в него попадала дождевая вода через отверстие в потолке - комплювий.

Атриум был центром дома и самым священным местом, где собиралась вся семья, здесь готовили пищу, хозяйка занималась домашними делами, стояли ткацкий станок и ящик с деньгами, отсюда хозяйка следила за всем, что происходит в доме. Здесь проходили все важные семейные церемонии - заключение брака, наречение имени младенцу, погребальные обряды, в боковых частях атриума (ала - "крыло") находился алтарь домашних богов - лар и пенатов, где приносились им жертвы. Там же хранились и восковые маски умерших предков, расположенные так, чтобы можно было проследить родословную хозяина.

Витрувий различает два вида атриумов: атриум под открытым небом с кровлей, проходящей только по периметру (этот вид называется каведиум от латинского слова cavus - "пустой, полый" и имеет этрусское происхождение) и атриум в полном смысле слова, то есть галерея со сплошным перекрытием.

В богатых домах атриум отделывался мрамором, стены расписывались фресками, в нишах стояли мраморные статуи, пол был мозаичным. Богатые дома имели вестибюль, куда можно было войти с улицы, поднимаясь по ступеням.

В глубине атриума обычно находилась комната хозяина (таблинум) и столовая (триклинум). По периметру дворика располагались темные коморки - спальни (кубикулы), кладовая, ванная и т.д. В задней части дома находился огород (хортус).

Дальнейшие изменения атриумного дома связаны с завоеванием Римом Греции во 2 в. до н.э., когда римляне познакомились с планировкой греческого дома с его светлым внутренним двориком - перистилем. Не отказываясь от латинского атриума, они объединили его с греческим перистилем. Наглядную картину древнеиталийского дома оказалось возможным воссоздать по раскопкам Помпеи, городка около Неаполя, погибшего в 79 г. н.э. при извержении Везувия.

Плотный слой горячего пепла законсервировал город. В марте 1748 г. на месте пропавшего города были начаты раскопки. Как они показали, в городе существовали водопровод и канализация (общественные уборные), каждый состоятельный дом имел во внутреннем дворике фонтан. Улицы были узкими, шириной 3 - 6 м (самая широкая улица была уже 10 м), поэтому ездить по ним разрешалось лишь ночью. Почти все они были вымощены и имели тротуары. Дома были похожи на крепости, хотя и не предназначались для защиты от врага, поскольку город был окружен мощной каменной стеной с башнями, которую много раз надстраивали.

Вся жизнь происходила внутри дома. Дома имели гладкие стены и черепичную крышу. Центральным помещением был атриум (куда входили через сени) со световым проемом в середине. Справа и слева от атриума располагались комнаты для приема гостей и спальни, представлявшие собой небольшие помещения с высокими дверями, обычно открытыми настежь, чтобы пропустить свет в комнаты. В центре атриума был имплювий, куда стекала с крыши дождевая вода, попадавшая по трубам в цистерну, размещенную под полом. Когда нужно было достать воду, ее доставали сосудом, привязанным к веревке, через оставленное отверстие, обычно закрытое каменной плитой, уложенной на невысокий цилиндр.

Напротив сеней находился отделенный занавеской таблинум, где хозяин принимал посетителей. С восточной, более прохладной стороны обычно была летняя столовая, а с западной - зимняя. Вправо и влево перед таблинумом находились "крылья", служившие расширением атриума. Через них проходили в другие комнаты, и в них стояла мебель, включая шкафы с полками, в которых хранились раскрашенные восковые маски предков. Под каждой из них имелась дощечка с надписью, указывающей имя, подвиги покойного, дата смерти и другая информация. Эти маски передавались от поколения к поколению как свидетельство древности рода. В праздники шкафы открывались, и маски украшались венками.

В домах могли быть лавки с входом с улицы или еще и из атриума, если торговал сам хозяин.

Дом Пансы позволяет представить себе план и структуру дома античного периода. С трех сторон дом был окружен улицами, а с четвертой находился сад. Кроме собственно дома в комплекс входили магазины, пекарня и три меньших помещения. Планировка дома была строго симметричной. Функционально дом делился на две части: официальную, куда приглашали гостей, и частную, где проходила жизнь семьи.

Центром первой половины был атриум (каведиум) - торжественная приемная, парадный зал. В него прямо с улицы вел проход. Коптящий очаг из атриума перенесли в особую кухню, а на его месте устроили неглубокий бассейн (писцину), дающий прохладу в жару. По краям бассейна стояли колонны, поддерживающие крышу, а в самом бассейне находилась статуя, служившая фонтаном. Замыкающие атриум комнаты были: одна - кабинетом (таблиниум), а другая - столовой (триклиний). Подвижная перегородка образовывала заднюю стену таблинума и отделяла его от жилых помещений.

Для постоянного сообщения между обеими частями жилища служил коридор. В праздничные дни разделяющую перегородку отодвигали, и обе половины жилища сливались в одно целое.

Во второй части дома (перистиле) отдыхали, принимали гостей. Перистиль (внутренний двор с садиком, обнесенный крытой колоннадой) стал обязательной частью богатого дома. Вокруг этого двора располагались спальни (кубикулы), кухни, бани, уборные и другие подсобные помещения. Помещения для рабов были расположены из соображений предосторожности за пределами частного жилья и находились на втором этаже.

Жилой дом в древнем Риме

Жилой дом в древнем Риме (дом Пансы в Помпее, 2 в. до н.э.)

Главные помещения отличались значительной высотой, как и полагалось в жарких странах, а комнаты, расположенные под крышей, отделялись от нее плоским или сводчатым потолком. Слой воздуха между потолком и крышей служил защитой от чрезмерных колебаний температуры. Второй этаж часто нависал выступом над улицей.

Дымовых труб не было. Помещения с очагом имели отверстие для дыма в середине крыши, причем очаг занимал центральную часть помещения. Только кухонные печи и печи пекарен были снабжены дымовыми трубами. Жилые помещения отапливались переносными жаровнями.

При кухне была помойная яма, часто сообщающаяся с канализационной сетью, она же служила и отхожим местом.

Окна помпейских домов, за редким исключением, по-видимому, не застеклялись. Их закрывали простыми решетками, которые пропускали дневной свет и задерживали сквозняки.

План римского дома в Помпее

План римского дома в Помпее

В глубине усадьбы на хозяйственном дворе находились жилище садовника, стойла, каретный сарай и т.п. Нередко по фасаду дома устраивали лавки (таберны). В них иногда бывали закусочные, от которых позднее пошло название таверны. Фасады домов были простыми, и помещения с обеих сторон от входа сдавались под магазины. Отсутствие окон на уличном фасаде, возможно, объяснялось стремлением к уединенности. Комнаты освещались через отверстия вверху внутренних дворов и через двери, выходящие в эти дворы. Поскольку солнце ярко светило и было жарким, проемы делали небольшими.

Из системы уличного водопровода вода подавалась на верхние этажи по свинцовым трубам. Потолки и стены в парадных комнатах украшались мозаикой и фресками.

Другой более поздний помпейский дом - дом Саллюстия (рубеж 3 или 2 века до н.э.). Конструкция и отделка уже другие. Вместо глины стены выложены на известковом растворе и богато отделаны. В потолке атриума лишь небольшое отверстие. Помещения вокруг атриума освещаются окнами над портиком позади дома. В сторону улицы по фасаду расположены мастерские, лавки, в которых работали рабы и вольноотпущенники.

Первоначально вся задняя часть дома была окружена с трех сторон портиком. Благодаря портикам и открытым в сторону улицы лавкам, дом Салюстия стал менее замкнутым, объединяя элементы патрицианского особняка с элементами массового строительства. Патрицианские дома такого типа получили большое распространение в быстро растущем Риме 3 в. до н.э. Позднее дома часто имели и второй этаж, где находилась столовая. Встречались и трехэтажные дома.

Дом Салюстия, Помпея

Дом Салюстия. Помпея


Быстрая навигация:
Главная - Жилища древнего мира - Домусы

Сегодняшнее число: 23.09.2017

Рейтинг@Mail.ru