Виды отопления жилища на Кавказе

Исконный вид отопления - открытый очаг, находившийся первоначально посередине жилища, а в больших жилищах - посередине общесемейной комнаты (но не на самой середине напротив входа, чтобы ветер из двери не задувал огонь и чтобы увеличить площадь хозяйственной половины помещения).

На месте кострища стелили каменную плиту, обкладывали с боков камнями, чтобы угли и зола не разлетались по помещению. В крыше над камином устраивали вытяжное отверстие, в которое вставляли сплетенный из прутьев и обмазанный внутри и снаружи дымарь (широкая и высокая дымовая труба без заслонки, свойственная северокавказскому жилищу, которая сплетена из прутьев, обмазана глиной; внутри она пересекалась с перекладиной, имеющей цепь для подвешивания котла) в виде колокола или усеченной четырехгранной пирамиды.

Дымарь начинался над полом на расстоянии около 1,5 м, а на крыше заканчивался высокой конусообразной трубой. Внутри дымаря подвешивалась цепь с крючьями для котла. В башнях и старых домах в горах дымаря не было, и дым выходил через окна и отверстия в потолке и стенах.

Камин в старом карачаевском жилище

Камин в старом карачаевском жилище

Открытый очаг грел плохо и огонь в нем приходилось поддерживать зимой круглые сутки, поэтому на него клали целое дерево с ветвями (к тому же процесс добывания огня трением палочек был трудоемким). День, когда дерево полностью входило в помещение, и можно было закрыть дверь, был праздником. Негасимый огонь поддерживали и потому, что очаг и все предметы, с ним связанные, считались священными, были семейной святыней.

Первое, что вносили в дом при новоселье, был огонь (в России впускали кошку). При выделении женатого сына и разделении братьев в новый дом брали огонь из родительского очага. Было даже понятие "братство головешников" или "братьев по огню", то есть людей, разошедшихся из одного дома. Адыги считали позорным просить огонь в чужом доме, да и получить его было непросто.

Часто после несчастья семья давала обет не давать никому огонь. Огонь не давали и в определенные дни, считавшиеся несчастными. У чеченцев и ингушей таким днем была среда (в прошлом день бога огня). В этот день нельзя было даже выметать золу. В случае смерти хозяина дома тушили в очаге огонь, хозяйка снимала с цепи котел и покрывала им свою голову, показывая этим, что больше не для кого поддерживать огонь и готовить пищу.

Чеченцы и ингуши перед едой бросали в огонь лучшие кусочки пищи с просьбой к домашним богам о благополучии жилища и семьи. Невеста перед уходом из родительского дома трижды обходила очаг с закрытым лицом, при этом пели, что она должна быть плодовита, как зола очага, и прилипчива к мужу, как сажа. Шафер касался рукой невесты цепи очага и тряс ее в знак разрыва невесты с родительским домом.

Стоило убийце коснуться цепи, и он освобождался от преследования кровников, а оскорбление очага делало его объектом кровной мести со стороны хозяина дома. Уходя на долгое время, касались цепи рукой. В очаг даже нельзя было бросать мусор с пола. Клятва, данная у очага, считалась особенно крепкой. Проклятием было: "Чтоб у тебя огонь потух!"

Ни очаг, ни камин, ни печь позже никогда не ставили у противоположной фасаду стены, в дальнем от входа углу. У кабардинцев даже была довольно интересная поговорка: "Разве видел ты когда-нибудь, чтоб печь была в глубине комнаты?". Причиной было то, что фасад был обращен на юг, к солнцу, а задняя стена, хотя и северная, на неровном рельефе была утеплена склоном холма или горы.

Вытеснение очага камином и выделение отдельных помещений членам семьи подорвало культ очага в 19-м веке. Поддерживать огонь круглосуточно было уже не надо. В 1890-х годах распространяются различные печи, даже русские печи с лежанкой.


Быстрая навигация:
Главная - Жилища Кавказа - Виды отопления жилища на Кавказе

Сегодняшнее число: 23.09.2017

Рейтинг@Mail.ru