Отопление жилища в Средней Азии и в Казахстане

Традиционное жилище Средней Азии отражало желание обитателей приспособить свое жилище к летней жаре, к защите от холода приспособлено оно было откровенно плохо. В дверях и окнах были щели. Только в самых богатых домах, помимо ставен, окна закрывались обклеенными бумагой рамами. Стекло появилось после прихода русских. В старину в холода люди сидели в домах с плотно закрытыми ставнями, почти в темноте, нередко зажигая и днем масляные светильники-коптилки.

Несмотря на применение отопительных устройств, температура нередко бывала ниже нуля. В горах, где было значительно холоднее, в целях утепления жилое помещение углублялось в землю, обстраивалось хозяйственными помещениями и хлевами, вместо окна устраивали в крыше одно светодымовое отверстие, после выхода дыма его закрывали.

В жилище устраивали очаги для обогрева помещения, выпечки хлеба и приготовления пищи. Поначалу эти задачи решал единый универсальный очаг, однако затем стали делать 3 различных очага. Со временем очаги, служившие для выпечки хлеба и готовки пищи были перенесены из жилья в айван (переднюю), в специальные кухни или непосредственно во двор.

Костер

Самый древний метод согреть жилище - это костер, который разводили на открытом очаге. Так, еще в конце 19-го века существовали землянки, обогреваемые по-черному, костром, над которым в крыше имелось дымовое отверстие. Для приготовления пищи над огнем устанавливали металлический треножник или ставили котел на три камня. Встречались открытые очаги и позже. Когда открытый очаг исчез из жилища, он сохранялся в помещениях для мужских собраний. В юртах костер использовался и в 20-м веке.

Существует легенда о появлении огня. Св. Адаму нужен был огонь для изготовления инструментов и он попросил бога о помощи. Бог приказал св. Джабраилу (русский Архангел Гавриил) достать огонь из ада. Тот принес из ада раскаленный уголек и дал его Адаму, Адам обжегся и уронил его на землю. Опять он пошел с просьбой к богу. На этот раз уголек обмакнули в реку милости, и Адам смог его удержать. Так появился на земле огонь, и мужчины беседуют, смотря на него.

Переносная жаровня с бездымным жаром

Помимо костра, со стародавних времен помещение обогревали жаром, исходящим от горячих углей, которые были насыпаны на металлические переносные жаровни (их называли мангалы, не правда ли - знакомое слово?). Древесный уголь стоил больших денег, и пользоваться мангалом могли только богатые семьи.

Очаг в полу жилища с отверстием сверху

Универсальным был и очаг, вырытый в полу жилого помещения. Глубина ямы, часто конусообразной, была 40-50 см, стенки выложены камнем или обмазаны глиной. Диаметр основания до 70-80 см, верхнего отверстия - около 30-40 см. Иногда у отверстия устраивали бугорки, служившие подставками для котла.

Земляной универсальный очаг

Земляной универсальный очаг

Кан

Отопление с помощью кана встречалось очень редко, в основном в Фергане. Каны - система отопления с очагом и дымоходными каналами, проложенными под полом или в суфе (глиняной лежанке).

Очаг с вертикальным проемом для закладки топлива

Очаг с отверстием спереди устраивался в крае лежанки (суфы) или специально для него сооруженной площадки. В припамирском жилище, где нары окружают прямоугольную площадку свободного пола, очаг расположен в крае второй площадки, сооруженной в виде широкой ступени с некоторым отступом. У основания очага имеется углубление для золы и небольшого запаса топлива.

Размеры очага зависят от численности семьи и величины дома. Дома отапливались по-черному, дым заполнял весь дом и постепенно выходил через верхнее светодымовое отверстие. Форма очага зависела от вида топлива. Если использовали высушенный навоз скота в виде круглых лепешек или кирпичей, очаг был более вытянут и сильнее суживался кверху. Очаг для древесного топлива делали ниже. С начала 60-х годов прошлого века очаги стали усовершенствовать, устраивая от топки дымоходы. Исчезли сажа и дым, появились окна.

Открытый спереди очаг в домах припамирского типа

Открытый спереди очаг в домах припамирского типа

Очаги с дымарями

Ферганский камин, распространившийся в Фергане на рубеже 19-20 веков, представлял собой нишу в стене. Большая часть камина была скрыта в стене, меньшая выступала в комнату. Внизу находились очаги для приготовления пищи и кипячения чая, а над ними - прямой без задвижек дымоход, заканчивающийся трубой на крыше. Камин с полукруглой аркой совсем не выступал из стены.

Оформление дымарей-каминов

Оформление дымарей-каминов

Сандал или сандали

Наиболее совершенная традиционная форма обогревания в Средней Азии - сандал, который вплоть до появления плит и печей русского типа имел наиболее широкое распространение и был любимым (по праву, заметим) видом отопления обеспеченных людей.

Гости сидят у сандала

Гости сидят у сандала

Он представлял из себя деревянный столик или табурет прямоугольной формы высотой от 40 до 60 сантиметров, длиной от 70 до 80 сантиметров. В полу устраивалось небольшое углубление, размерами соответствующее габаритам сандала, а непосредственно под сандалом делалась более глубокая яма для углей. Там было две ступени, на верхней - жар, с нее сгребали золу в нижнюю часть, в которой стояли чайники с горячим чаем и кувшины с водой (чтобы чай и вода не остывали). Табурет прикрывали сверху большим теплым одеялом, края его опускались на пол на кошмы или паласы.

Возле сандала на расстеленные вокруг него тюфячки садились люди и подсовывали ноги под края одеяла. Ночью постели постилали так, чтобы ноги были направлены к сандалу и одновременно накрывали его дальним краем одеяла. В бедных семьях сандал был большой редкостью. Название ведет свое происхождение от слова "сандал" - то есть "обувь" и дословно означает скамейку, предназначенную для хранения обуви.

Сандал в богатом доме у окна

Сандал в богатом доме у окна. Конец 19-го века


Быстрая навигация:
Главная - Жилища Средней Азии и Казахстана - Отопление жилища в Средней Азии и в Казахстане

Сегодняшнее число: 24.09.2017

Рейтинг@Mail.ru