Архитектурно-строительные традиции Китая

На архитектурно-строительные традиции Китая оказали заметное влияние религиозно-философские системы, например, конфуцианство, даосизм. Вместе с буддизмом из Индии появились и новые архитектурные формы, но они были переработаны, и даже пагоды скоро приобрели в Китае национальный характер.

В период расцвета буддизма многие представители знати жертвовали свои особняки, построенные в традиционном китайском стиле, для устройства в них храмов. Буддизм принес и новые декоративные элементы, например, стилизованные изображения лотоса и лиан.

В середине 3-го века до нашей эры произошло объединение страны из враждовавших ранее феодальных княжеств. Этот период характеризуется бурной строительной деятельностью, перестраиваются старые города, строятся новые, возводятся грандиозные дворцы и храмы, проводятся дороги, сооружаются каналы, строится Великая Китайская стена для защиты от набегов кочевников. Все это ложилось на плечи простого народа.

Так как строительство велось чрезвычайно жестокими методами, оно вызывало ожесточенный протест. Через сорок лет после объединения страны (до 206 года до нашей эры) правящая династия Цинь была свергнута народом, и вновь объединить страну удалось только при династии Хань. В Китай приглашаются архитекторы и художники из Греции и Рима, и искусство Китая обогащается под их влиянием, не теряя своей самобытности.

После этого страна еще распадалась и объединялась. Периоды расцвета сменялись упадком и войнами. В 1211 году Китай был завоеван монголами, что затормозило развитие культуры и искусства. Только в середине 14-го столетия монголы были изгнаны, и страна вступила в полосу экономического и культурного подъема. Строятся великолепные императорские дворцы, многие из которых сохранились до наших дней. Для этого периода характерно сочетание архитектуры с окружающим ландшафтом.

Продолжает развиваться и декоративность китайской архитектуры, иногда заметно преобладание декоративных элементов над конструктивными. Дома украшаются богатой резьбой. На крышах, выполненных из глазурованной черепицы, ставят фигуры фантастических животных и драконов. Крыши приобретают прихотливые изгибы и очертания.

В 14-15 веках окончательно складываются приемы планировки городов и дворцовых и жилых ансамблей, ставшие впоследствии каноническими.

В планировке большую роль играло правило фэншуй, действовавшее в течение всего феодального периода, согласно которому здания располагались в определенном порядке с соответствующей ориентацией. Рекомендовалось строить здания по северо-южной оси, обращая главный фасад на юг. Это имело утилитарный смысл. Ориентация фасада на юг обеспечивала желаемые температурные условия. Зимой помещения нагревались лучами низко стоящего солнца. Летом, когда солнце стояло высоко, внутренние помещения, открытые на юг, меньше перегревались. Сильно выступающий карниз давал тень и защищал комнаты от лучей солнца.

Своеобразные приемы строительства в Китае обуславливались потребностями человека, однако, на них оказывали влияния и древние религиозные воззрения, связанные с обожествлением природы, вопросы обрядности и этикета. Поэтому архитектурные традиции мало менялись.

В древнем Китае своеобразно толковали некоторые геометрические формы, например, круг и квадрат как символы неба и земли. Это приводило к определенной планировке отдельных зданий и целых ансамблей.


Быстрая навигация:
Главная - Жилища Китая - Архитектурно-строительные традиции Китая

Сегодняшнее число: 24.09.2017

Рейтинг@Mail.ru