Архитектура Японии 12-15 веков

В 12-м веке развитие архитектуры было приостановлено междоусобными войнами. Власть перешла к военной феодальной верхушке. Архитектура отвечает суровым вкусам воинов и характеризуется простотой, лаконичностью и строгостью форм, скромностью внутреннего убранства. Эти новые черты проявились в жилых постройках.

Парадный стиль синдэн или синдэн-дзукури (дворцовый стиль в Японии с 9 по 19 века, состоящий из комплекса одноэтажных прямоугольных зданий, соединенных длинными коридорами. Главное здание, шинден, выходит на двор, за которым устроен пруд с островами, связанными друг с другом и с берегом мостиками) с центральным павильоном, большим садом и прудом с островами и изогнутыми мостиками, замкнутыми с трех сторон длинными галереями с беседками и различными зданиями, значительно упрощается.

Появляются более скромные жилища, соответствующие вкусам военной знати и получившие название букэ. Жилые дома этого времени не сохранились, но о них можно судить по изображениям в свитках живописи, на которых дома часто изображались без крыш, что дает возможность видеть интерьер, конструкции и детали здания. На свитках видны веранды с поднятыми поднимающимися решетчатыми ставнями ситомидо и дощатыми полами. Основой для их формирования послужили сельские постройки, усложненные композиционными приемами синдэн-дзукури, характер которых соответствовал потребностям слоев, захвативших власть.

Сильно уменьшился объем зданий. Раньше комната для приемов и парадная спальня находились в центральном павильоне, теперь в постройках типа букэ несколько жилых комнат находятся под одной крышей. Деревянные двустворчатые двери на петлях и простые полы из хорошо оструганных досок подчеркивали строгую простоту дома. Открытые галереи были заменены прочными заборами. Генеральный план стал более компактным, здания располагались асимметрично.

В конце 13-го века под влиянием особенностей жилищ буддийских священников, в которых устраивалась ниша сёин для занятий, изменяется интерьер жилого дома. В нем появляется приемное помещение, в углу которого устраивается кабинет, помещавшийся иногда на невысоком помосте с небольшим окном со скользящей рамой, затянутой белой бумагой, и небольшой встроенный пюпитр для занятий. Все это привело к развитию нового вида жилища, получившего название сёин-дзукури (стиль сёин). В постройках этого стиля видно сходство с архитектурными формами и пространственной композицией японских жилых домов вплоть до нашего времени.

Японское жилище сёин-дзукури

Японское жилище сёин-дзукури

Вместо павильонов стиля синдэн, стоявших на высоких столбах и имевших обходную веранду с лестницей в центре фасада, строятся незначительно поднятые над землей здания, в которых вместо лестницы устраивается боковое крыльцо гэнкан (входная комната), где первоначально хранили воинские доспехи и оружие, а позднее - обувь, которую снимают при входе в японский дом. За перегородкой размещалась прямоугольная ниша (длина 1,8-2,7 и глубина 0,9 м) с небольшим возвышением внизу для свитков живописи и цветов в вазе.

В 14-м веке в жилище появляется небольшая боковая ниша, с асимметрично и на разных уровнях расположенными полками, на которых хранились деловые бумаги и различные художественные предметы, например, мелкая скульптура или керамические изделия. Изображения на свитках говорят, что уже тогда полы частично покрывались соломенными матами - татами. Перегородками служили скользящие створки, обтянутые бумагой с двух сторон, в наружных стенах устраивались поднимающиеся решетчатые ставни.

Отдельные элементы стиля синдэн, свойственные жилищам аристократии, проникали в архитектуру домов военной знати, что приводило порой к смешению этих двух стилей. В 15-м веке различий между этими стилями практически уже не было.


Быстрая навигация:
Главная - Жилищная архитектура Японии - Архитектура Японии 12-15 веков

Сегодняшнее число: 24.09.2017

Рейтинг@Mail.ru