Значение сада в жилищной архитектуре Японии

Если проследить развитие японской архитектуры на протяжении 13 столетий с 7-го века до наших дней, мы увидим богатое разнообразие. То с изумительным искусством и своеобразием разрабатываются приемы и стиль деревянного зодчества жилищ и жилищно-садовых ансамблей, то она попадает под влияние Китая, то под влиянием Европы строятся дома из кирпича и камня, а затем японская архитектура становится ветвью европейско-американской архитектуры.

Но всегда ее отличительными чертами были неразрывная связь архитектурных форм с природной средой, гармоничное единение постройки с ландшафтом.

Общий вид японского сельского дома близ Иокогамы, конец 16-го века

Общий вид японского сельского дома близ Иокогамы, конец 16-го века.
 Белые плоскости на снимке - это бумажные раздвижные окна; вся стена дома может быть открыта.

В жилищной архитектуре Японии две области - жилой дом и сад - неотделимы друг от друга: дома зажиточных горожан состоят из группы отдельных павильонов, окруженных садом. В планах домов можно различить три главные части:

1. Сени и отдельное помещение для привратника.
2. Зал приемов и жилые комнаты членов семьи.
3. Постройки хозяйственного, сопутствующего и служебного назначения.

Стены дома смонтированы вертикальными деревянными стойками и горизонтальной обвязкой, порой стены обшиваются строганными досками. Заполнением между стойками со стороны веранды служат скользящие вставки. Внутренние стенки, которые заполнены бумагой, как правило разборные. Образцом старинного жилого дома является дом близ Иокогамы (на старой фотографии выше).

Сад играл огромную роль в японской архитектуре. Садовое искусство существовало уже в 7-м веке нашей эры, правда, в примитивных формах, но своеобразное. Искусство организации садовых ансамблей, в которых с различных точек зрения открываются все новые пейзажи, возникло на юге Китая в 13-м веке и было перенесено монахами секты Дзен в Японию, где приобрело своеобразные формы. Прославленные художники пейзажных садов всегда умело сочетали отдельные элементы природы - камни, скалы, искусственные водоемы, водопады, ручьи, деревья и кустарники. На небольшом пространстве, иногда площадью всего 15-20 кв.м, они добивались создания природных ландшафтов.

Обычно главное сооружение - жилой дом - находилось в центре сада и гармонично сочеталось с природным окружением. Главной задачей было, чтобы с террас и из окон открывались самые лучшие виды. Избегая симметрии и регулярности и располагая части сада на разных уровнях, мастера создавали панорамы, которые все время изменялись при прогулке по саду.

Зигзагообразные дорожки, выложенные плоскими камнями неправильной формы, открывали новые точки зрения. Определив план сада, мастера распределяли в нем камни, иногда больше 100 больших камней, причем все они могли иметь свое название и свое назначение в общем пейзаже.

Большое внимание уделялось подбору деревьев и кустарников, причем учитывалась их расцветка, она должна была создавать контрастность при расположении группами. Чтобы сад сохранял свой вид весь год, предпочитались вечнозеленые растения. Кроме того, широко распространены вишня сакура, персиковые деревья и клен из-за красивого цветения или осенней листвы. Большое внимание уделялось также подбору цветов, посаженных около дома в простых керамических или красивых фарфоровых горшках и реже - прямо в земле. Большими группами сажали только ирис, другие цветы размещали на расстоянии друг от друга посреди зелени.

Вместе с пейзажными садами в Японии был и другой тип сада, так называемый "сухой" сад, появившийся в 15-м веке, с правильными бороздками серебристого или золотистого песка, из которого, как скалы из моря, выступали темные камни различной формы. Такой небольшой сад, окруженный с трех сторон каменной стеной, хорошо был виден из дома. Сады камней получили распространение не только в Японии, их стали устраивать и в Европе.

В пейзажном саду воссоздавали многообразие природы в миниатюрном виде: маленький холмик символизировал высокую гору, прудик заменял море. Излюбленным типом был горный пейзаж. Сад тесно сливался с жилищем, образуя единое целое. Жилой ансамбль объединяется с садом, прудом, островком на нем, искусственными пригорками.

Ранний стиль садового искусства называется стилем постройки Синдэн. Когда говорят "Синдэн-дзукури", имеют в виду всю группу построек жилого комплекса, куда причисляется и сад.

С появлением в Японии буддийской секты Дзен с ее обычаем чайных церемоний садовое искусство изменило свой характер. Сад - это место для размышления, тихих прогулок. Мосты не поднимаются красивыми дугами в центре сада, а устраиваются в виде плоских каменных мостиков, удобных для прогулок, предпочитается не бегущая вода, а стоячая, покрытая водяными растениями. Различие между стилями заключается в том, что в одном пейзаж предназначался для рассматривания из домика хозяина, а в другом - со многих точек зрения во время прогулки.

Садовое искусство достигло расцвета во второй половине 15-го века. Сад мог быть крошечным - даже в три квадратных метра. Большую роль в садовом ландшафте играют камни естественной формы, красивой окраски, заросшие мхом.


Быстрая навигация:
Главная - Жилищная архитектура Японии - Значение сада в жилищной архитектуре Японии

Сегодняшнее число: 24.09.2017

Рейтинг@Mail.ru