Древнейшие жилые постройки Индии и принципы градостроительства

О древнейших жилых постройках и принципах градостроительства Индии судят по раскопкам городов в долине знаменитой реки Инд - Мохенджо-Даро и Хараппы. Теперь эти города находятся в Пакистане. Жилые здания в Мохенджо-Даро различались по величине и благоустройству. План был похожим. Обязательно был внутренний открытый двор, жилые комнаты было принято размещать на втором и третьем этажах, которые, очевидно, были деревянными и имели плоскую крышу, используемую как терраса. Кроме многокомнатного жилья, были дома, похожие по типу на гостиницу.

Имелись и более скромные и менее благоустроенные здания. Около зернохранилища находился квартал однородных жилых ячеек казарменного типа, видимо, для рабочих.

Хараппа впервые в истории мирового зодчества обеспечила большинству своих жителей сравнительно высокий (для того времени) комфорт. При раскопках было найдено много искусно сооруженных колодцев. Почти в каждом доме были ванная и место для мусора. Тщательно продумана и выполнена общегородская система канализации.

О градостроительных принципах Индии раннего средневековья позволяет судить архитектурный трактат "Манасара". Он показывает социально-классовое обустройство населенных мест.

Жесткая регламентация по классовому, сословному и профессиональному принципу проводилась не только в планировке населенного пункта, но и в государственном масштабе. Представителям привилегированных слоев индийского общества предоставлялись лучшие участки в самом городе или поселке, отделенные парками и садами от других кварталов, где жили ремесленники и торговцы с их мастерскими и торговыми рядами. Иногда создавались специальные поселения для представителей тех или иных каст. Так, были города, населенные только браминами, торговцами, шудра (слуги, рабочие).

Расселение города или деревни в Индии происходило и по профессиональному принципу. К дворцу примыкали резиденции министров и других высокопоставленных чиновников, служителей культа, особняки куртизанок, танцовщиц и полицейские участки. Ремесленники расселялись в отдаленных районах. Люди, занятые молочным хозяйством, селились в квартале между восточным и юго-восточным направлениями. На территории между югом и западом жили люди, занятые в текстильном, портняжном и сапожном производстве. В районе между западом и северо-западом селились кузнецы, рыбаки, лесники. Лучший район между севером и северо-западом предназначался для архитекторов, врачей, писателей и представителей других высококвалифицированных профессий.

На окраине города разрешалось селиться людям, рожденным от смешанного брака (например, отца - брамина и матери, принадлежавшей к касте торговцев). Худшие земли, обычно на южной стороне, отводились для низших слоев общества. За пределами города селились неприкасаемые и сжигатели трупов (индусы не хоронят мертвецов в земле, а сжигают).

Система зонирования индийского города по кастовому и профессиональному признаку сохранилась и до позднего средневековья. Ее можно увидеть и в Джайпуре, заложенном в начале 18-го века. Примерно 1/7 часть города занимали крепость и царская резиденция. В примыкающем к нему квартале селилась придворная знать. В следующем жили привилегированные слои общества, затем шли торговые ряды, ремесленные мастерские и жилые дома. Низшие сословия (шудры) селились за стенами, окружающими город.

В Индии регламентировалось не только территориальное расселение, но и этажность, и высота зданий, размеры и строительные материалы. Так, шудры не могли построить дом выше одного этажа. Им запрещалось строить из камня и кирпича. Они могли использовать только глину, камыш и бамбук.


Быстрая навигация:
Главная - Древнейшие традиции архитектуры Индии - Древнейшие жилые постройки Индии и принципы градостроительства

Сегодняшнее число: 24.09.2017

Рейтинг@Mail.ru