Памятники архитектуры Индии

В Южной Индии сохранилось мало памятников гражданской архитектуры. Есть только четыре здания дворцового тип, которые возведены в 16-17-х веках. Одно из них - дворец в Чандрагири (начало 17-го века). Трехэтажный дворец имеет длину 46 м и стоит внутри крепости. Нижний этаж выполнен из камня, а верхние этажи имеют деревянный каркас с кирпичным заполнением. Стены покрыты сверху штукатуркой. В центре каждого этажа - большой зал с очень красивым потолком, конструктивно выполненным пересекающимися сводами, которые опираются на столбы. Здание увенчано семиярусной башенкой.

Дворец в Чандрагири, Индия, 17-й век

Дворец в Чандрагири, Индия, 17-й век. План и фасад.

В северной Индии в течение почти шести веков правили мусульманские династии, это был период плодотворного взаимодействия культур народов Индии и Ближнего и Среднего Востока. Правители-мусульмане использовали не только труд местных высококвалифицированных строителей и мастеров, но и приглашали специалистов из соседних мусульманских стран.

Совместное творчество индийских и иноземных мастеров внесло новые черты и в архитектуру. Стали применяться более совершенные способы перекрытия больших пролетов - арки, своды, купола. Широко использовался связующий раствор. Но в Индии строители-мусульмане строили не так, как на своей родине. Они возводили здания из долговечного тесаного камня, а не кирпича или щебенки и глины, как в Передней и Средней Азии, где было мало хороших каменных пород.

Но индийские здания отличаются от современных им зданий Средней Азии, Турции и Ирана не только строительным материалом, но и скульптурно-пластической трактовкой архитектурных форм и способами декора. Так, в Средней Азии широко использовались орнаменты из разноцветной керамической мозаики и глазурованных плиток, а в Индии чаще при меняли одноцветный орнамент, выполненный резьбой по камню.

В конце 15-го века появились уникальные здания с инкрустацией мрамором в камне, а в 17-м веке, особенно в интерьере, появилась инкрустация драгоценными камнями (дворцы Шах-Джахана в Дели и Агре).

Дворцы представляли собой целые комплексы или даже крепости. В них были специальные здания для торжественных приемов (Диван-и-Ам), малых приемов (Диван-и-Кхас), гарема, бани, различные павильоны, бассейны, террасы. В Ахмадабаде сохранились деревянные двух- и трехэтажные дома 16-го века с богато оформленными уличными фасадами и внутренними двориками, опоясанными по каждому этажу галереями. Многоярусные кронштейны, отделанные богатой резьбой, поддерживали нависающие над нижними этажами балконы и эркеры. Рельеф изображает фантастические фигуры животных и растительный орнамент.

В 16 км от Ахмадабада находится загородная резиденция султана, построенная в начале 16-го века. Живописную асимметричную композицию образуют дворцы, мечети, усыпальницы, мосты и шлюзы, объединенные вокруг большого круглого искусственного озера, окруженного кольцом каменных ступеней, спускающихся к воде. Двухэтажные здания украшены колоннадами, лоджиями, балконами.

В 17-м веке вокруг резиденции правителя вырос город Азураспур. Большинство домов - кирпичные, покрыты белой глянцевой высококачественной штукатуркой, предохраняющей здание от жары и влаги. Многие постройки покрыты яркими цветными росписями. Монументальные дворцовые постройки выполнены из местного камня - базальта или траппа, а некоторые из кирпича и облицованы камнем. Местный камень непрочный, и поэтому многие сооружения не дошли до нас.

В Бенгалии главным строительным материалом издавна был кирпич. В условиях влажного тропического климата с периодическими муссонными ливнями не получили распространения открытые внутренние дворы, лоджии, террасы и павильоны, характерные для других районов Индии. Климатическими условиями объясняется и характерная для бенгальского народного жилища выпуклая форма крыши с двумя или четырьмя скатами. Ее делали из бамбука и толстого слоя тростника с изогнутым карнизом, свешивающимся по углам.

В 16-м веке почти вся Индия была объединена под властью могольского императора Акбара. Моголы - мусульмане, выходцы из Ирана, Афганистана. Основы деревенской жизни Индии остались старыми, хотя вся земля теперь принадлежала не частным владельцам, а государству. Крестьяне жили в общинах, привязывающих их к земле. Деревенские ремесленники, члены общины, обеспечивали их потребности в предметах быта. Кастовая система осталась и в городе, и в деревне. Ремесленники объединялись не в цеха, как в Европе, а в касты.

Городские ремесленники находились на положении рабов и должны были бесплатно выполнять заказы наместников, чиновников и феодалов, удовлетворяя потребности их самих и их огромного штата слуг и гаремов, численность жен в которых часто превышала тысячу. В положении подневольных ремесленников находились и индийские зодчие, художники, скульпторы.


Быстрая навигация:
Главная - Древнейшие традиции архитектуры Индии - Памятники архитектуры Индии

Сегодняшнее число: 24.09.2017

Рейтинг@Mail.ru