Облик французского дома в 17-19 веках

Большое значение в новом облике французского дома имели форма и конструкция крыши, которая теперь менялась. С увеличением помещений и габаритов домов потребовалось уменьшение крутизны крыш с использованием чердака под жилье. В 1630 г. Ф. Мансар предложил новую форму крыши - изломанную, каждый скат которой состоит из двух частей: верхней - пологой и нижней - более крутой. Такая крыша, названная по имени автора мансардной, получила международное признание и распространение.

Мансардой стали называть чердачное помещение, образованное скатами крыши.

К середине 17-го века раздельное покрытие каждой части дома сменяется общим покрытием на все здание. Было и стремление делать крышу незаметной, для этого по краю кровли устраивали балюстраду. Крыши покрывали черепицей, шифером, свинцом. В Бургундии и на юге Франции разноцветную черепицу укладывали в шахматном порядке.

Большое внимание и заказчики, и архитекторы уделяли интерьеру французского дома. Резьба по дереву, скульптура, живопись и лепнина широко применялись для украшения помещений.

Новые тенденции не коснулись архитектуры домов рядового горожанина. Он был консервативен в своих взглядах. По-прежнему в домах на первом этаже устраивают лавки, а жилые помещения - на втором этаже. Большим новшеством в жилой архитектуре Франции было появление в начале 17-го века в доходных домов, то есть домов, построенных владельцем не для собственного проживания, а для сдачи в наем.

Во второй половине 17-го века в богатых жилых домах придворной знати и финансовых кругов увеличивается количество комнат, усложняется планировка. Появляются разные варианты расположения жилого корпуса, двора и сада по отношению друг к другу. Увеличивается количество комнат для прислуги, которые отделяются от комнат хозяев. Появляется коридорная система. Планируется передняя, большая комната, спальня, кабинет, гардеробная. Парадный ход часто располагается с угла. Появляются ванные комнаты и намного позднее - уборные.

Повсюду в городах продолжают строить дома для сдачи в наем; сдаются в наем и отели.

В 18-м веке затухание придворной жизни в Версале приводит к переселению знати в Париж. Там стали быстро застраиваться особняками предместья Сент-Оноре и Сен-Жермен.

Новый модный стиль рококо возник как искусство высших кругов французской знати. Для этого стиля характерно обилие плавных закругленных линий, как в элементах декора, так и в планах, комнаты могли быть не квадратными, а овальными, круглыми, многогранными. Во Франции оно отличалось от других стран. В период его расцвета для французского рококо характерно применение классицизма на фасадах зданий и его отсутствие в интерьерах. Широко применялись живопись, резное дерево, лепнина, ламбри.

* Ламбри - это декоративно-защитная облицовка стен в помещениях, которая сделана из дерева, порой с включением живописи, зеркал различной формы, художественной лепки.

Тематика росписей - китайские мотивы, фантастические сцены. Распространены небольшие камины.

Отели этого периода строятся с учетом возросших требований к комфорту в повседневной жизни. Парадные комнаты-салоны сокращаются в размерах, и увеличиваются комнаты бытового назначения. Потолки становятся ниже, делая комнаты более интимными. Более длинные окна обеспечивают лучшее освещение. Окна иногда достигают самого пола. Ванные и уборные становятся настоящими комнатами. Появляются зачатки водопровода и канализации. Используется коридорпая система планировки, обеспечивающая лучшую изоляцию комнат.

Французский дом обычно расположен между двором и садом; вдоль улицы идет ограда. Но появляются уже и дома с фасадом, выходящим на улицу. При отелях, кроме сада и двора, имеются конюшни, каретные сараи.

Строгой простоте фасадов соответствует изысканная роскошь интерьеров.

Доходные дома различаются между собой: от близких к отелям до пятиэтажных с магазинами, причем, чем выше расположен этаж, тем высота потолка ниже.

Во второй половине 18-го века в Париже строится много домов знати, в них традиционная схема дома между двором и садом исчезает. Дома выходят на улицу своими фасадами и часто имеют овальные, круглые и восьмигранные залы - отзвуки рококо. Жилые комнаты не большие, обеспечивают высший по понятиям того времени комфорт. Основные комнаты группируются вокруг центрального помещения - холла. Галереи не устраиваются. В спальнях делают ниши - альковы, и кровати помещают па возвышение. К спальне обычно примыкает интимный кабинет, за которым размещается будуар.

* Будуар - это  комната светской дамы весьма изысканно убранная; она предназначена для спокойного отдыха, туалета, а также для приема разных особ: близких и знакомых.

В 19-м веке много строят предприниматели, они возводят не только доходные дома, но и особняки на продажу. Во многих французских домах-особняках, построенных в конце первой трети 19-го века, есть ряд черт, отличающих их от отелей традиционного типа. Одна из них - отсутствие курдонера.

* Курдонер - это парадный двор дворца, особняка, усадьбы или замка, который окружен с трех сторон корпусами здания (иногда колоннадой и корпусом); он отделен от площади, улицы или дороги сквозной оградой с красивыми воротами. Имел широкое применение в европейской дворцовой архитектуре 17-го - начала 19-го века. В России применялся с начала 18-го века.

Иногда дома примыкают вплотную к соседним. Продолжают строиться пяти- и шестиэтажные доходные дома с лавками на первом этаже, над которыми возвышаются уменьшающиеся по высоте этажи, завершается здание мансардным этажом. Фасады домов очень просты: рустованный первый этаж с аркадами, прямоугольные окна с фронтонами.

* Рустованный - облицованный грубо (или нарочито грубо) сколотыми с наружной стороны камнями (так называемыми рустами), как правило с узким, более гладким кант-контуром по краям. Иногда шероховатость рустам придавалась искусственно.

Постепенно характер фасадов французских домов усложняется, вместо одного вида руста применяется сочетание двух или трех, усложняется форма окон, более мелким и обильным становится орнамент.

В начале 19-го века появляется новый тип жилого дома, сочетающий в одном владении отель, стоящий в глубине участка, и доходный дом с лавками па первом этаже, выходящий на улицу. Лавки имеют красивый фасад с большими витринами и комфортабельные интерьеры. Теперь лавка - только место торговли, а не лавка с мастерской, как в Средние века. В помещении за лавкой живет ее хозяин.


Быстрая навигация:
Главная - Жилища и жилые дома Западной Европы - Облик французского дома в 17-19 веках

Сегодняшнее число: 23.09.2017

Рейтинг@Mail.ru