Жилые дома Франции

Жилые дома во Франции, как в городе, так и в сельской местности строились из дерева, камня или имели фахверковую конструкцию, в зависимости от наличия местных материалов и строительных традиций. Наиболее древние из сохранившихся каменных домов Франции встречаются к югу от Луары.

Такой типичный крестьянский дом представлял собой массивное сооружение, построенное из гранитных блоков с оставленными в кладке небольшими оконными проемами. Низкий цокольный этаж служил погребом, складом, курятником. Дверь находилась на высоте одного метра от земли. Лестница и крыльцо тоже из камня. Кровлю покрывали сланцем или каменными плитами. В доме только одно помещение, в котором жила семья. Характерно полное отсутствие орнамента.

Каменный крестьянский дом, Франция

Каменный крестьянский дом, Франция

К северу от Луары дома строились из дерева, но уже к 11-му веку из-за систематической рубки лесов рубленые конструкции стали заменяться фахверковыми на каменном цоколе. Еще в 1830 г. в Нормандии были такие дома, напоминавшие дома Норвегии и Дании. Дома имели богато украшенные коньки. На нижнем этаже помещалась большая жилая комната, освещенная со всех четырех сторон, с очагом в центре.

На востоке и в Вогезах сельские дома имели рубленые конструкции, приспособленные к частой непогоде и обильным снегопадам. Почти всегда на нижнем этаже было три помещения - двое сеней и большой зал, освещенный с двух сторон. Здесь же был очаг. На втором этаже было еще четыре комнаты. Крыша чаще всего покрыта черепицей. Цоколь выложен из массивных блоков песчаника, неправильной формы, на растворе.

В центральных районах Франции сохранялись кельтские традиции. Крестьянское жилище было архаичным. Над углублением в земле устраивалось куполообразное возвышение из больших камней с отверстием посередине для выпуска дыма. Был всего один проем, служивший и окном, и дверью.

Изменился принцип планировки галло-римского дома, в котором женская половина была отделена. В городах возобладал франкский уклад семейной жизни, сложившийся в суровых условиях севера и отраженный в сельском доме романской эпохи: семья была объединена общим очагом. Женщина была не только помощницей мужа, но и хозяйкой дома. Внутренний двор потерял свое значение. В романскую эпоху дом обращен к улице. Нижний этаж отводится под мастерскую или лавку, соединявшуюся аркадой с улицей. На первом этаже - жилое помещение семьи и очаг.

В богатом доме вокруг центрального зала было несколько небольших комнат, а на третьем этаже под стропилами - клетушки для слуг и подмастерьев. В бедных домах на каждом этаже было только по одному помещению.

В следующую, готическую, эпоху в городе во Франции дома имели два или три этажа, редко четыре. Деревянные дома часто имели каменный или кирпичный цоколь. Нередко весь нижний этаж был каменным, а верхние - деревянными или фахверковыми. Такие дома смешанного типа стали широко применяться с 12-го столетия. Каркас был образован соединением вертикальных и горизонтальных брусьев с раскосами, а заполнением служил кирпич или бутовый камень на глиняном растворе.

В самых старых домах вертикальные брусья проходили через всю высоту дома. При такой системе требовались длинные брусья, и, к тому же, часто перекашивались оконные коробки, поэтому в таких домах устраивали маленькие окна. Эта система перестала применяться в 15-м веке. Чаще стали применять брусья высотой в один этаж, что позволяло более свободно размещать помещения и делать верхний этаж выступающим над нижним. Такие нависающие этажи опирались на консольные балки, которые иногда поддерживались декоративно обработанными подкосами.

Сохранившиеся фахверковые дома были построены не раньше 15-го века. Самые старые, очень простые, со второй половины 15-го века. На них появляется декор - сначала готический, потом ренессансный. К концу века фахверк обычно скрывается за деревянными панно, и весь фасад дома приобретает характер столярного изделия.

На первом этаже обычно находились лавки и мастерские, в зависимости от профессии владельца дома, за ними кухня и проход во двор. На втором были зал или жилая комната, на третьем - жилые комнаты. Во дворе мог быть еще один корпус, соединявшийся с главным галереей.

Каменные дома сохранились с 13-го века и даже изредка с 12-го. Окна первоначально были прямоугольными, перекрытыми перемычкой из цельного камня, от ее длины зависела ширина окна. Иногда они завершались аркой. Арка могла объединять два проема, разделенных колонной. Начиная с 13-го века, окна разделяются на две части горизонтальным каменным брусом, в 14-м веке, благодаря появлению вертикальной стойки в середине окна, окно стало четырехчастным.

В более ранних постройках дома были обращены к улице продольной стороной. Поздней во Франции дома стали строить торцом к улице и завершать фасад щипцом или фронтоном. Узкие фасады тесно примыкавших друг к другу домов, зубчатая линия фронтонов усиливали впечатление скученности застройки, характерной для средневекового города. Смежные дома с общими для двух соседних домов стенами были распространены во Франции. Иногда они даже имели общую крышу.

В начале 17-го века в Париже выросла потребность в жилье, и это привело к широкому строительству и заселению новых районов. Однако от рядовой застройки ничего не сохранилось и о ней можно судить лишь по теоретическим трудам.

К концу 16-го века в Париже сложился новый тип жилого дома - отель, господствовавший во французской архитектуре в течение двух веков.

* Отелем называют жилище знати 17-18 веков в отличие от буржуазного особняка 19-го века. Отель, как правило, стоял внутри дворового участка, а особняк - вдоль улицы.

В нем сам жилой дом находился не прямо на улице, а между двором и садом. На улицу выходил двор, ограниченный службами, а жилой корпус находился в глубине. Эта планировка имела неудо6ства: единственный двор был и парадным, и хозяйственным. В дальнейшем жилая и хозяйственная части разделяются. Перед окнами жилого корпуса размещают сад, а сбоку от него - хозяйственный двор. Много отелей построил Франсуа Мансар (1598-1666 г.г.), известный французский архитектор и один из основоположников французского классицизма 17-го века. Он придал отелям уют и комфорт.

Один из известнейших, построенных им отелей - отель Карнавале (1661). Чтобы сделать дома более удобными, с минимумом проходных помещений, он вводит большое количество разнообразных лестниц. Вестибюль и парадная лестница становятся обязательной частью отеля.

Отель Карнавале, Париж, 1661 г.

Отель Карнавале, Париж, 1661 г.

В отелях первой половины 17-го века обычно помещений немного, нет и, как правило, парадных комнат. Гостей принимают в жилых, иногда единственных, комнатах и даже в спальнях. В качестве гостиной служит галерея. Галереи сохраняются во французских жилых домах до конца 17-го века.

Отель Сюлли, Париж, 1600-1620 г.г.

Отель Сюлли, Париж, 1600-1620 г.г.

В этих отелях нет еще единства плана и фасада. При простом и удобном плане часто отель имеет пышно украшенный фасад. Фасады и фронтоны украшаются скульптурами, как в отеле Сюлли. Фасады украшают ордером либо на один этаж, либо большим ордером, то есть на несколько этажей. Углы здания, дверные и оконные проемы отделываются рустами.

* Руст - грубо отесанный камень.

Входные двери и въездные ворота украшаются наличниками. Створки дверей и ворот покрываются богатой резьбой. Крыльцо и портик делаются только в отелях на площадях.


Быстрая навигация:
Главная - Жилища и жилые дома Западной Европы - Жилые дома Франции

Сегодняшнее число: 23.09.2017

Рейтинг@Mail.ru