Дворцы (палаццо) Италии

В 14-м веке в Италии строится много частных палаццо.

* Палаццо - своеобразный тип дворца-особняка, преимущественно городского, характерный для эпохи итальянского Возрождения. Как правило классический палаццо строился в 3, реже в 2 или 4 этажа. Внутри сооружался двор, который был окружен колоннадой. Обычно на первом этаже палаццо размещались помещения служебного назначения, на втором - приемно-парадные, на третьем этаже - жилые помещения.

Жилые палаццо в Италии связаны с двумя различными видами городского жилища того времени - рядовым буржуазным домом ("каза") и городским замком феодала ("кастелло"). С ростом антагонизма между буржуазными верхами и народными низами жилище крупного буржуа становилось его личной крепостью, приближаясь к укрепленным городским дворцам аристократии; их внутренний двор служил убежищем на случай бунтов.

В это же время феодальная знать умело использовала эту вражду, выступая в роли "защитницы" бедного люда от богатых, и все меньше нуждалась в оборонной функции своих дворцов.

В архитектуре дворцов знати в Италии признаки крепости (машикули, зубчатый верх) стали декоративными элементами, традиционными знаками достоинства владельца. Буржуазия, и из целей обороны, и из-за стремления подражать аристократии, заимствовала у дворцов знати планировочные черты. Сохранился внутренний парадный двор. Традиционный хозяйственный дворик жилого дома постепенно становится внутренним жилым двором с нарядной аркадой лоджий.

В то же время типичные для средневековых бюргерских домов открытые лоджии, выходящие на улицу с входом в контору, лавку или мастерскую, которые отличали эти дома от замка феодала с глухим низом, широко применяются в богатых палаццо 14-го века, нижняя часть которого по улице могла сдаваться внаем.

Дворец Дожей (палаццо Дукале) в Венеции строился в готическом стиле между 1310-1340 годами, весь 15-й и частично 16-й век. Он самый знаменитый и величественный из дворцов Верхней Италии. Вначале он строился как зал для собраний граждан Венеции, затем стал официальной резиденцией дожа.

Дворец Дожей, Венеция

Дворец Дожей, Венеция

Нижний этаж открывается широкими стрельчатыми арками на коротких толстых колоннах без баз (их 360). Им соответствует двойное число арок аркады второго этажа, третий и четвертый этажи выложены розовым и желтым мрамором в виде узора из ромбов. Наружная декорация - готическая: стрельчатые арки, пышный растительный орнамент капителей, заостренное завершение окон, зубчатый резной карниз наверху.

Дворец и теперь является одним из красивейших зданий Венеции.

Многие знаменитые дворцы Италии строились в стиле Ренессанса в середине 15-го века для таких богатых купеческих семей или банкиров, как Медичи, Питти, Строцци. Они различаются деталями, но имеют много общего. Они строились в городе и занимали целый квартал, стоя у самого края улицы. Для них характерны четкость прямоугольного объема, уравновешенность композиции фасада, обычно с тремя поэтажными горизонтальными членениями, обращенность фасадов на улицу города, тенистые квадратные внутренние дворы, окруженные галереями с колоннадой.

Фасад палаццо в Венеции, конец 16-го века

Рустовка. Фасад палаццо в Венеции, конец 16-го века

Палаццо Строцци

Палаццо Строцци

На нижнем этаже находятся служебные помещения, конюшни, кухни, помещение для охраны. Эти комнаты выходят на улицу небольшими окнами с решетками, часто являющимися настоящими произведениями искусства. На втором этаже находятся парадные помещения с кессонированными и расписанными потолками.

* Кессоны в архитектуре - оформленные архитектурным декором углубления, квадратной или многоугольной формы, заполняющие потолок. Прим.: в строительном деле термин "кессон" имеет несколько технико-технологических трактовок.

Каждый дворец имеет венчающий карниз. Карниз Палаццо Строцци, Флоренция, выступает над улицей больше, чем на два метра, создавая густую тень. Фасады были строгими. Палаццо Строцци был начат в 1489 г., продолжал строиться в 1497-1507 г.г. Впечатление мощи, производимое рустовкой, усиливается тенью от карниза. Все важные комнаты выходят на тихий двор.

Палаццо Фарнезе (1534-1550 г.г.) был спроектирован Антонио да Сангалло (1485-1546 г.г.) и закончен Микеланджело. Фасад длиной более 60 м решен в стиле Ренессанса. Центральный вход сделан Микеланджело (1546 г.). Балюстрада балкона, картуши гербов, большой картуш, венчающий все, решетки окон придают масштаб огромной рустованной арке в центре.

* Картуш - лепное или скульптурное декоративное украшение, выполненное в виде щита (форма может различаться) или в виде свитка, развернутого не до конца. Это изображение может иметь выпуклую или плоскую форму; на нем размещался герб, надпись, эмблема, маска, - в окружении благородного орнамента.

Палаццо Фарнезе, Рим

Палаццо Фарнезе, Рим

В 17-18 веках господствует барокко. Для дворцовых фасадов характерно выделение центральной оси, торжественного центрального входа, для обеспечения этого применяются балконы, порталы, симметричные ризалиты по бокам. Первый этаж трактуется как цоколь, а верхние объединяются пилястрами. Фасады представляют собой не прямую, а изогнутую или кривую линию. В загородных ансамблях курдонеры превращаются в сложную систему дворов.

Во дворец можно попасть через парадный вестибюль с роскошными лестницами. За вестибюлем следовал большой зал или двор с портиками, откуда был виден великолепный сад. Характерной чертой интерьеров была роскошная отделка. Цветной мрамор, мозаика, позолоченная лепнина, скульптуры, живопись, покрывающая стены, своды, потолки. Даже помещения ранее построенных дворцов переделывались в новом стиле.


Быстрая навигация:
Главная - Европейские дворцы - Дворцы (палаццо) Италии

Сегодняшнее число: 24.09.2017

Рейтинг@Mail.ru