Жилища Чехии и Словакии

Так называемый "Каменный дом" конца 15-го века в Кутной Горе, где власть принадлежала немецким патрициям, имеет три этажа и мезонин и производит впечатление монументального здания. На первом этаже две высокие стрельчатые арки, а второй и третий объединены сильно выступающим эркером, украшенным резьбой и скульптурой. Фронтон, отделенный карнизом от третьего этажа, покрыт декором.

Кутна Гора, Каменный дом - конец 15-го века

Кутна Гора, Каменный дом - конец 15-го века

История средневековой Праги тесно связана с развитием Града (Кремля) - резиденции князей, потом королей и епископов. Он много раз перестраивался. Первоначально в нем были деревянные княжеские палаты, замененные потом на каменный дворец. Недалеко от княжеского дворца стоял каменный епископский дворец. В 14-м веке вместо романского дворца был построен роскошный готический.

На территории Чехии в романскую эпоху королями и рыцарями строилось много замков. Но все они сильно перестроены или разрушены. Много замков строилось и в готическую эпоху. Наиболее знаменитым является замок Карлштейн, заложенный в 1348 г. Он был построен недалеко от Праги для короля Карла IV. Замок использовался как загородная резиденция и для хранения казны.

Он расположен на крутой горе в красивой местности, в долине реки среди гор и лесов. Внешнее кольцо крепостных стен поднимается по крутому склону горы с востока на запад, потом, расширяясь, поворачивает на юг. За внешним поясом идет второй пояс крепостных стен, более высоких и мощных. Во внутреннем дворике помещается донжон. Драгоценности и казна хранились в капелле на верхнем этаже донжона. Во втором дворе расположены служебные здания, а в третьем - королевский дворец с большим парадным залом внизу. Выше по склону находится башня с дворцовой церковью.

Карлув-град, замок Карлштейн, 1348-1365 г.г.

Карлув-град, замок Карлштейн, 1348-1365 г.г.

Одним из крупных дворцовых комплексов, строившихся в Праге в 17-м веке является Вальдшгейнский дворец. Его начали строить в 1621 г. рядом с Пражским Градом на месте купленных герцогом Валленштейном 30 домов ремесленников. Ансамбль дворца включает здания с внутренними дворами, манеж, оранжерею и обширный парк. Этот дворец ознаменовал начало бурного расцвета в Чехии искусства барокко, характерной чертой которого было тесное и органическое сотрудничество зодчих, скульпторов, художников и ремесленников. В парке устроены квадратный водоем и пещера-грот.

Интерьеры дворца богато украшены. В большом двухсветном зале, украшенном лепными воинскими эмблемами, плафон изображает Валленштейна на колеснице в виде бога Войны.

* Двухсветный (подразумевается в два света) - это зал с двумя рядами окон, размещенными горизонтально, которые не разделены в комплексе интерьера перекрытием.
* Плафон - это потолок, который украшен лепным или живописным орнаментом; это может быть изысканная роспись на своде, потолке, куполе.

Рядом с Вальдштейнским дворцом был сооружен целый ряд барочных дворцовых комплексов. Эти массивные роскошные здания имели, как правило, живописные сады с террасами, уступами, поднимающимися на Градчанский холм, богато украшенные сложной формы лестницами, подпорными стенками, декоративными изваяниями, аллегорическими скульптурами.

Загородные резиденции аристократов Чехии и Словакии имели традиционный план с курдонером и одним или несколькими внутренними дворами. Они свободно вписывались в природную среду, с помощью лестниц, ризалитов, портиков, башен связывались с окружающим пространством.

Декоративные детали - причудливо изрезанные фронтоны с вазами, лепниной и овальными окнами - использовались и в сельских домах не только мелких помещиков, но и зажиточных крестьян.

Бохнице около Праги - сельские жилые дома

Бохнице около Праги - сельские жилые дома

В 20-е и 30-е годы 20-го века в городах Чехии и Словакии интерес представляют районы вилл и малоэтажных домов. Их планировка зависела от рельефа и окружающей местности. Строительство вели кооперативные организации, городские власти, строившие главным образом "дома для бедных", и индивидуальные застройщики. Внимание уделялось созданию экономичных малометражных квартир.

После 2-й мировой войны развернулось широкое массовое строительство. В домах предусматривалось сквозное проветривание и естественное освещение, удобная планировка. Велось и строительство коммерческих доходных домов. Они размещались плотно на участке с узкими и темными дворами-колодцами. Строились на максимальную высоту, разрешенную законом, при плоской крыше надстраивался еще один этаж, отодвинутый в глубь от плоскости фасада и вписанный в двускатную крышу.

Большое влияние на архитектуру жилых домов оказала вилла Тугендхат, построенная немецким (позднее ставшим американским) архитектором Мис ван дер Роэ в 1930 г. Главный зал раскрывается в сад сплошным остеклением. Внутренние перегородки не достигают стен. Вилла расположена на рельефе, она одноэтажная со стороны улицы и трехэтажная со стороны сада. Мебель была специально спроектирована для этого дома.

В конце 20-х - начале 30-х годов 20-го века в Чехии и Словакии разрабатываются проекты домов-коммун, или коллективных домов, в которых отражались представления о новом быте и организации общественного обслуживания. Одиноким и бездетным семьям предоставлялись малометражные квартиры (29 кв.м), состоящие из жилой части, спальной с гардеробом и санитарного узла. Все остальные функции (питание, стирка и иные) относились к общественному сектору.


Быстрая навигация:
Главная - Жилища восточно-европейский стран - Жилища Чехии и Словакии

Сегодняшнее число: 24.09.2017

Рейтинг@Mail.ru