Жилища Ирака

Древнейшие жилища Ирака предвосхищают основные черты планировки иракского дома последних столетий - двор в окружении комнат, айваны по сторонам двора. Помещения группировались в два этажа вокруг двух четырехугольных двориков - парадного внешнего и жилого внутреннего. Помещения, обращенные к северу, предназначались для лета, к югу - для зимы.

С улицы в дом вел айван с портиком. Главный айван внешнего двора соединялся с приемным залом, парадные функции которого подчеркивал альков. Второстепенные помещения располагались в несколько рядов вокруг основного ядра.

Стены были из сырца, столбы - из обожженного кирпича, и все оштукатуривалось гипсом. Главный айван и зал отделывались резным стуком и росписью.

Городское жилище Ирака 19-го - начала 20-го века имело в высоту три и более этажей. Для него были характерны симметричность, портики и лоджии. Все помещения в доме автономны, парадное помещение (урси) отделяется от соседних комнат открытыми с торца тупичками - иванчи, которые разделяют почти все помещения.

Иванчи является преддверием комнаты, где оставляют обувь. Над тупичком устраиваются антресоли, сообщающиеся с урси проемом, защищенным барьером или решеткой. Антресоли служат спальней детей, иногда хранилищем утвари, иногда там сидят женщины и, скрываясь за решеткой, смотрят на гостей в урси. Лестница на антресоли идет из иванчи.

Народные мастера-строители в Ираке составляли "идеальный план" зданий. Одним из таких планов является симметричный квадратный план, выполненный по модульной сетке, каждое деление которой равно местной единице длины, равной 80,2 см.

* Модуль - это условная единица измерения, которая принимается для соотношения частей проектируемого и строящегося здания и служит для выражения кратных соотношений его составных элементов.

Жарким летом жители укрываются в прохладных подвальных и полуподвальных помещениях ним. В старых домах Багдада под поверхностью двора устраивались подземные камеры сердаб (по персидски "холодная вода"), соединявшиеся лестницей с главным нимом. Посередине сердаба устраивался фонтан. Сейчас такими помещениями не пользуются, так как оказалось, что они вредны для жилья. На первом этаже помещаются кухня, кладовые, комнаты прислуги и почти всегда маленькая банька (помещение с краном и цементированным полом).

Узкая лестница ведет на второй этаж. Небольшое место отведено для уборной. Труба в выгребную яму проложена в стене. Поэтому уборная может быть двухэтажной.

Только дворцы и дома крупных должностных лиц Ирака делились на мужскую и женскую части. Обычно устраивали очень небольшой добавочный дворик, или одну-две комнаты над входом. Часто гостиная отсутствует, а деловые и приятельские встречи устраиваются в общественных местах - в кофейне, в бане, на рынке.

В стенах комнат устраивалось много ниш, где хранились мелкие предметы.


Двуречье - страна лёсса, и самый распространенный строительный материал - сырец и обожженный кирпич. В стране мало леса. Тополь стал редким. Достаточно только грубо-волокнистой и непрочной древесины финиковой пальмы. Из пальмы делают потолочные балки, на них кладут камышовые маты, на них - слой сухих пальмовых листьев или хвороста с утрамбованным пластом глины в 5-10 см; затем идет слой сухой земли в 10 см и глиняная обмазка в 5 см с настилом из обожженного кирпича или без него. Общая толщина конструкции равна 25-30 см.

Иногда для богатых иракских домов покупали индийское дерево. Для декора помещений используют гипс. Штукатурка кладется в два слоя: нижний - из грубого серого гипса и верхний - из мелкозернистого белого, на который наносится орнамент. Рельефный орнамент выполняется по стуку не резьбой, а оттискивается деревянной формой. Из гипса выполняются сталактитовые детали и декоративные куполки в нишах. Из гипса же отливается и ребристый полукупол камина для приготовления кофе. Полки стенных ниш делаются из гипсовых досок, а сама ниша иногда закрывается доской с прорезным рисунком.

Широко используются и работы по дереву.

Декор Ирака отличается полихромией - настенные панно и ниши, потолок и колонны расписаны многоцветным орнаментом, сталактиты обведены яркой каймой, иногда позолочены. В настенной росписи особенно распространены плодовые растения и кусты с сидящими на ветвях птицами, букеты цветов в вазах, натюрморты, подсвечники - все более или менее стилизовано. На потолке - завитки, цветы и геометрические мотивы. Иногда в узор вставляют кусочки зеркала.

Колонны обычно имеют восьмиугольное сечение, кверху сужены и увенчаны сталактитовой капителью.

В архитектуре Ирака широко используются арки - в нишах, в галереях первого этажа, как оформление входа в дом. Они имеют самые разные очертания - полуциркульные, лучковые, то есть серповидные, напоминающие по форме лук, стрельчатые и с пониженной кривой, как будто в центре выпал ряд кладки, последняя форма характерна для Ирака и Ирана.

Вход в дом имеет портал, обычно с аркой, фигурной кирпичной кладкой или стуковым орнаментом. Железные или бронзовые молотки выполнены в виде звериных головок.

Ирак, дом в Багдаде

Ирак, дом в Багдаде

Ирак, камин в интерьере комнаты в Багдаде

Ирак, камин в интерьере комнаты в Багдаде

Багдад был заложен на западном берегу Тигра. Он имел круглый план. Среди города стоял дворец со сводчатым айваном. Дворцовый ансамбль отделялся от жилых кварталов круглой стеной. Двойная внешняя стена имела четверо ворот и 112 башен, по 28 между воротами.

Замок Ухайдир был построен из известняка около 778 г. в пустыне, на расстоянии 200 км к югу от Багдада. Прямоугольный комплекс был окружен стенами, достигавшими сначала высоты 19 метров. Наверху шла сводчатая галерея для стрелков со щелями для стрельбы. Над воротами устанавливалась опускная решетка, а отдельные арки покрытия позволяли лить на врага расплавленный свинец и кипящее масло. Главная часть симметричного ансамбля - парадный двор. Жилые помещения расположены вокруг четырех малых дворов с портиками и айванами.

Волнения среди турецких наемников заставили Халифа Мутассима покинуть Багдад, и он основал в 736 г. южнее новую столицу - Самарру. Город строился в течение длительного времени. Ядром города является самый ранний район с дворцом Мутассима Джаусак, занимающим 175 га. Комплекс включал официальную часть, гарем, сокровищницы, казармы, бани, крытые цистерны, площадку для игры в поло, сады и павильоны.

Крестообразный тронный зал был увенчан куполом. К реке спускались широкие лестницы. Интерьеры были украшены сюжетной живописью, резным стуком стилизованных растительных мотивов. Тематика живописи и рельефов типична для средневекового Востока: сцены охоты, фигуры всадников и танцовщиц, звери и птицы.

В 892 г. правители вернулись в Багдад. Самарра опустела и превратилась в руины.


Сельское жилище Ирака обычно представляет собой упрощенное городское, с сырцовыми или глинобитными стенами и глино-саманной штукатуркой, покрытиями и стойками из пальм. На слиянии Тигра и Евфрата встречается особый тип сельского жилища. Там простираются обширные болота, заросшие камышом, летом с мириадами комаров и москитов, а зимой - с дующими ледяными ветрами. Жители плетут камышовые маты и продают их, питаются рыбой и молоком водяных буйволов, которые едят камыш.

На крохотных кусочках суши теснятся хижины селений. Но домики ставят и прямо на воде, на камышовой платформе, окруженной камышовым частоколом. Когда со временем это сооружение погружается в воду, его наращивают новыми и новыми слоями камыша. Остальные конструкции также из камыша.

Жилище имеет вытянутую форму. Вдоль его стен в грунт забиваются с наклоном плотно стянутые пучки камыша. Верхушки их соединяются, и они образуют ряд арок. Каркас обтягивается камышом и матами. Число арок всегда нечетное, от семи до пятнадцати. Торцовый фасад отмечен четырьмя мощными камышовыми столбами, между ними прорезаны дверь и высокие зарешеченные окна со скрещенными под углом пучками-перемычками. По деревне передвигаются на лодках.


Быстрая навигация:
Главная - Жилища Ближнего и Среднего Востока - Жилища Ирака

Сегодняшнее число: 24.09.2017

Рейтинг@Mail.ru